Поиск Войти
Выбор региона
Мурманская область

Публикации

Отчетный доклад председателя Совета судей Мурманской области Н.В.Пырч на Конференции судей Мурманской области

 

Уважаемые коллеги и приглашенные гости!

От имени Совета судей приветствую в этом зале участников конференции судей Мурманской области и приглашенных гостей.

 На конференции нам предстоит проанализировать свою работу и подвести итоги за прошедшие 2 года, пределить перспективу и приоритетные направления дальнейшей деятельности, исходя из анализа тех процессов, которые происходят в судебной системе России и нашего региона, провести выборы членов совета судей и квалификационной коллегии судей Мурманской области.

На протяжении последних двух лет судами и органами судейского сообщества Российской Федерации ведется активная работа по реализации положений Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2012 годы и постановления VII Всероссийского съезда судей от 4 декабря 2008 года, направленных на создание необходимых условий для обеспечения открытости, прозрачности и доступности правосудия, повышения эффективности работы судебных органов и уровня исполнения судебных актов, а также доверия граждан к суду.

Вместе с тем в настоящее время очевидно, что достижение вышеуказанных целей невозможно в отрыве от решения другой задачи - укрепления авторитета судебной власти при одновременном повышении уровня правовой культуры и правосознания людей.

Проблема отсутствия достаточного уважения к выносимым судебным актам и в целом к суду не раз обозначалась Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым, отметившим, что граждане и в быту и на государственном уровне сами способствуют уменьшению авторитета суда. Поэтому предстоит предпринять очень серьезные усилия для того, чтобы суд занял надлежащее место в системе ценностей каждого гражданина и общества в целом.

Трудно здесь не согласиться с высказыванием председателя Совета судей Российской Федерации Сидоренко Ю.И. о том, что судья, который боится принимать непопулярные решения, даже если долг обязывает его принять именно такое – это уже не судья. Как только судья начинает оглядываться направо и налево, то на общественное мнение, то на прессу, то на политиков, он перестает быть судьей.

  Прежде всего судья должен руководствовался при принятии решения буквой закона, своим внутренним убеждением, а не газетными публикациями или иными формами давления.  В правовом государстве авторитет судебной власти должен быть очень высок.

 Судья обязан иметь не только высокую квалификацию и обладать глубокими знаниями права, необходимыми для надлежащего исполнения обязанностей по осуществлению правосудия, но и обладать особыми нравственными, морально-этическими качествами, чтобы в своей профессиональной деятельности и вне работы способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда. 

В свою очередь суды и органы судейского сообщества Мурманской области  сделают все возможное для того, чтобы соответствовать предъявляемым обществом и государством особым требованиям к органам судебной власти в Российской Федерации.

 Теперь я хотела бы проинформировать о работе Совета судей за 2009-2010 годы.

Напомню, что на Конференции судей  3 апреля 2009 года был избран  Совет судей Мурманской области в составе 12 человек.

Деятельность Совета была организована на основании  статей  8 и 10 Федерального закона от 14.03.2002 N 30-ФЗ "ОБ ОРГАНАХ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"  и Положения о Совете судей Мурманской области, утвержденной Конференцией судей  Мурманской области от 2 апреля  2009 года.

За прошедшее с момента избрания  время  Советом проведено  23 заседания и  рассмотрено в общей сложности около 180 вопросов по различным областям жизни судейского сообщества.

Работа Совета была направлена на выражение интересов судей, на содействие в совершенствовании судебной системы, участие в организационном, ресурсном и кадровом обеспечении судебной деятельности.

Основной задачей Совета являлось утверждение авторитета судебной власти. 

Для  рационализации работы Совета было принято решение о распределении обязанностей среди членов Совета судей следующим образом:

ПЫРЧ НАТАЛИЯ ВИКТОРОВНА – судья Мурманского областного суда – вопросы организации и подготовки заседаний Совета судей Мурманской области.

ГУЛЕВСКИЙ ГЕОРГИЙ НИКИТОВИЧ – заместитель председателя Первомайского районного суда г. Мурманска – по вопросам строительства, капитального ремонта зданий судов и судебных участков.

БЕЛЯЕВА ЛАРИСА ЕВГЕНЬЕВНА- судья Арбитражного суда Мурманской области- ВАХРАМЕЕВ ДМИТРИЙ ФЕДОРОВИЧ – судья Ленинского районного суда г. Мурманска – по вопросам судебной практики и совершенствования законодательства Мурманской области.

ДОРОШЕНКО ГАЛИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА- судья Октябрьского районного суда г. Мурманска- по вопросам информатизации.

ДУЛОВ ЕВГЕНИЙ ЮРЬЕВИЧ – заместпо вопросам в сфере деятельности Арбитражного суда. итель председателя Кольского   районного суда- финансовые вопросы.

ПАК СВЕТЛАНА БОРИСОВНА- заместитель председателя Мончегорского городского суда – по вопросам статуса судей и правового положения работников аппарата судов.

ПТИЦА БОРИС БОРИСОВИЧ – председатель Гаджиевского городского суда-  вопросы по связям с государственными органами, общественными организациями и средствами массовой информации, представительство в редакционном составе журнала « Мурманский судебный вестник».

СТАВИЦКИЙ ЮРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ – председатель Мурманского гарнизонного военного суда- по вопросам в сфере деятельности военных судов.

ТЫЧИНСКАЯ ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА- судья Кировского городского суда- вопросы по этике.

ФИЛИППОВА МАРГАРИТА ЕВГЕНЬЕВНА- судья Кандалакшского городского суда – по вопросам региональных и международных связей с Советами судей.

ШИРОКОВА ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА- мировой судья судебного участка № 1 ЗАТО г. Североморск- по вопросам в сфере деятельности мировых судей и аппарата мировых судей.

Свою работу мы выполняли в тесном взаимодействии с Мурманским областным Судом, Арбитражным Судом Мурманской области, гарнизонными военными судами и Управлением Судебного департамента в Мурманской области.

Совет судей  на  протяжении 2-х лет  строил свою работу   открыто и гласно, основываясь на доверии и исполнительности каждого. В полной мере  мы старались защищать интересы судей области, содействовать  совершенствованию судебной системы и судопроизводства, участвовать  в организационном, кадровом  и ресурсном обеспечении  судебной деятельности, утверждать авторитет судебной власти.

Так, Совет судей в порядке законотворческой деятельности во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 29 мая 2008года «О преобразовании  закрытых административно-территориальных  образований  - Города Полярного, города Скалистого и города Снежногорска  Мурманской области в закрытое административно-территориальное образование Александровск», принял активное участие в обсуждении проекта Федерального закона « О создании  и  упразднении некоторых районных (городских)  судов Мурманской   области».

 Предложения Совета были учтены при направлении законопроекта в Государственную Думу Российской Федерации в отношении создания судов: Полярного районного суда и Кандалакского районного суда.       

  Советом судей Мурманской  области  был  разработан  проект  изменений и дополнений  в  Закон Мурманской области  «О  создании судебных участков  и должностей  мировых судей  в Мурманской области» представленный на обсуждение в Мурманскую областную Думу.

По данному вопросу  Советом   было предложено  внести изменения по  судебным участкам мировых судей  ЗАТО Александровск, с сохранением  полномочий мировых судей. Представленный проект был  принят  в 3-х чтениях Мурманской областной Думой,  подписан Губернатором  Мурманской области и опубликован.

С 01 января 2010 года  созданные судебные участки  ЗАТО Александровск приступили к работе.

Остаются актуальными вопросы организации медицинского  обслуживания  судей судов общей юрисдикции, в том числе прибывающих в отставке, мировых судей  и членов их семей.

На заседании  Совета судей,   неоднократно совместно с  управлением Судебного  департамента в Мурманской области обсуждались   проблемы, возникающие  при обращении судей  за медицинской помощью. Пытаясь найти пути устранения недостатков работы по этому  направлению, на заседание Совета судей приглашались представители страховой компании  «МАКС», министерство здравоохранения Мурманской области, Мурманское региональное отделение фонда социального страхования РФ и территориальный фонд обязательного медицинского страхования. 

Совместными усилиями Управления Судебного департамента и  Совета судей при поддержке страховой компании ЗАО  «МАКС» была организована и проведена в 2010 году диспансеризация судей области.

Результаты диспансеризации свидетельствуют о том, что вопрос об организации медицинского обслуживания судей и членов их семей и проведения диспансеризации должен быть всегда предметом обсуждения. При этом должны приниматься меры для улучшения качественного медицинского обслуживания судей и членов их семей.  

Советом судей рассматривались вопросы обеспечения судей районных, городских судов, военных и мировых судей и членов их семей санаторно-курортными путевками за 2009 год и за 2010 год.

За отчетный период   деятельность УСД по  организации медицинского  обслуживания и по обеспечению санаторно-курортными путевками  признана удовлетворительной.

Однако, как отмечалось многими, кто обращался за  медицинской помощью, есть необходимость четкой,   организованной  работы в этом направлении со Страховой компании ЗАО «МАКС» в Мурманской области и лечебными учреждениями.

На обсуждение Совета был вынесен вопрос организации  психологического обеспечения  судебной деятельности. Совет судей признал  необходимым проведение мероприятий по созданию в судебной системе Мурманской области службы по психологическому сопровождению судей Мурманского областного суда, районных ( городских) судов, гарнизонных военных судов и мировых судей. Однако данные мероприятия не реализованы из-за отсутствия специалистов в этой области.   

Утвержден Перечень   должностей федеральных гражданских  служащих аппаратов  районных (городских),  гарнизонных военных судов  при замещении которых  гражданские служащие обязаны предоставлять  сведения  о своих доходах,  об имуществе  и обязательствах имущественного характера,  а также аналогичные сведения  в отношении членов семьи (супруга, супруги и несовершеннолетних детей).

На заседаниях Совета рассмотрены вопросы о порядке распределения денежных средств на оплату труда судей в 2010 и 2011 году. В целях планомерного и эффективного использования средств федерального бюджета выработан и согласован принцип их распределения. При этом Совет ставил перед собой задачу максимально соблюсти интересы, как судей районных (городских) судов, так и гарнизонных военных и мировых судей, исходя из единого статуса судьи, и соблюдения требований сохранения гарантий, установленных законом.

На заседании Совета был согласован размер денежной компенсации на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения судьям, находящимся в отставке, сумма которой составила 950 рублей в 2010- 2011 году.

Выполняя решение прошлой Конференции судей, Совет обсуждал вопрос о безопасности зданий и помещений судов.

На своих заседаниях Совет неоднократно уделял внимание вопросам строительства и капитального ремонта зданий судов.

Так, были выполнены работы в соответствии с утвержденным  Титульным списком объектов на проведение комплексного капитального ремонта в рамках аналитической ведомственной программы «Комплексный капитальный ремонт зданий федеральных судов общей юрисдикции на 2008-2010 годы» Кандалакшского городского суда, Ковдорского районного суда, Печенгского районного суда, Заозерского районного суда, Октябрьского районного суда города Мурманска, Полярнозоринского районного суда.

Вместе с тем, имеются суды, где не созданы надлежащие условия для осуществления правосудия. В эти судах имеется значительный дефицит площадей либо в одном здании с судом располагаются и другие организации, что препятствует нормальной деятельности суда. Это Кольский районный суд, Североморский и Мончегорский городские суды, Заозерский гарнизонный военный суд.

Совет судей проинформирован Управлением Судебного департамента в Мурманской области о работе по распределению и освоению средств, выделенных на строительство и ремонт зданий судов за период-2009-2010 годы.

Поэтому в этом направлении Управлению Судебного департамента в Мурманской области и Совету судей необходимо продолжить работу в рамках реализации Программы развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации и совершенствования организационного обеспечения их деятельности на период до 2023 года.

Следует обратить внимание, что проблема дефицита площадей для размещения Кольского районного суда и пути их решения были предметом обсуждения на заседаниях Совета. В связи с этим направлялось обращение Генеральному директору Судебного департамента при Верховном суде РФ А.В. Гусеву. Однако данный вопрос до настоящего времени не  разрешен.

Полагаю, что для решения этого вопроса будет правильным и актуальным направить обращение Конференции к Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде РФ о выделении денежных средств для размещения Кольского районного суда.

В целях  обеспечения доступа к информации о деятельности судов и во исполнение    Федерального закона  от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", Совет судей  совместно с  Управлением Судебного департамента в Мурманской области  осуществлял контроль  по проведению мероприятий связанных с  внедрением  и эксплуатацией  ГАC «Правосудие» в судах общей юрисдикции, по вопросу готовности судов  к выполнению  положений Федерального закона. 

Совет судей принял участие  в  разработке Регламента  судов, иных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы внутренней деятельности судов.

 О  фактическом положении дел  с размещением информации на сайтах судов был заслушан  отчет начальника Управления Судебного департамента в Мурманской области Базоева В.А.

Совет судей Мурманской области отметил, что суды Мурманской области готовы к исполнению требований вышеназванного Федерального закона.

На заседаниях обсуждались  вопросы организации работы УСД  и  судов  общей юрисдикции со  средствами массовой информации. Для взаимодействия со средствами массовой информации было принято Положение  на лучшее освещение  в средствах массовой информации деятельности судов, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента в Мурманской области. В соответствии с данным Положением  объявлен конкурс в средствах массовой информации и подведены первые итоги, которые будут объявлены на конференции. 

Также был избран новый состав редакционного совета журнала судейского сообщества Мурманской области  «Мурманский судебный вестник». Надеемся, что новый формат журнала  будет интереснее как для судей, так и для сотрудников аппарата судов.

Совместно с управлением Судебного департамента  в декабре 2009 года было разработано и утверждено  Положение  по созданию и обеспечению Интернет-сайта Совета судей Мурманской области.

С января 2010 года вся информация по  работе Совета судей Мурманской области размещается на портале Интернет-сайта Совета судей Российской Федерации в разделе Мурманская область.

Между тем, на нашем Сайте не имеется информации о создании на территории Мурманской области органов судейского сообщества, в связи с отсутствием требуемых документов по этому вопросу. Совет судей запросил данные из городского архива о создании органов судейского сообщества на территории Мурманской области.

Поэтому новый состав Совета судей должен продолжить работу по размещению информации на Сайте Совета о деятельности Совета судей Мурманской области, улучшив в этом направлении её работу.

Совет судей  и судьи  области принимали активное участие в обсуждении  проекта  Кодекса судейской этики, вносили свои предложения и дополнения, которые были направлены в Совет судей Российской Федерации. Новый Кодекс более детально и подробно регламентирует этические, моральные и иные ограничения для судей. Мы надеемся, что его обсуждение будет продолжено до его принятия.    

Кроме того, Советом судей Мурманской области было проведено  обобщение по соблюдению судьями Кодекса судейской этики, которое было предметом обсуждения на заседании Совета.

Целью данного обобщения было исключить со стороны судей нарушений Кодекса Судейской этики и надеемся, что это будет реальным шагом.    

Кроме того, Совет судей провел опрос судей  в отставке   о создании в Мурманской области общественного объединения «Совет ветеранов-судей в отставке». Однако создать Совет ветеранов судей в отставке не представилось возможным из-за отсутствия необходимого количества согласия судей, находящихся в Почетной отставке, для создания общественного объединения.

Возможно, в дальнейшем эта инициатива Совета будет реализована.

По-прежнему, Совет уделяет значительное внимание обеспечению деятельности мировых судей области. 

Проведена большая работа совместно с   Министерством  юстиции Мурманской области по вопросу  готовности судебных участков мировых судей  к выполнению  положений Федерального закона  «Об обеспечении доступа к информации  о  деятельности судов в Российской Федерации».

В целях выполнения положений  Федерального закона обсуждались вопросы кадрового обеспечения аппарата мировых судей. В связи с внедрением на судебных участках программы «АМИРС»,   Совет обратился  к  Губернатору Мурманской области Д.В.Дмитриенко,  с предложением ввести в аппарат  мирового судьи специалиста по информатизации, который мог обеспечить наполнение сайтов суда и  своевременное размещение  судебных актов. Однако до настоящего времени Губернатором Мурманской области и Правительством Мурманской области данный  вопрос не разрешен и оставлен без внимания.   

Совет судей инициировал проведение Управлением  по обеспечению деятельности мировых судей в  Мурманской области  обследования зданий- помещений  судебных участков мировых судей на предмет соблюдения требований  пожарной безопасности. Первичные меры по соблюдению пожарной безопасности были приняты. Однако данный вопрос должен находиться в поле зрения Совета судей и на постоянном контроле, поскольку большее количество помещений судебных участков не соответствуют требованиям Правил пожарной безопасности. 

В сфере внимания  Совета судей  Мурманской области  постоянно находились вопросы по финансовому обеспечению мировой юстиции, по обеспечению соответствующими  помещениями,  по организации делопроизводства и судопроизводства  на судебных участках мировых судей, а также по внедрению информационных технологий в деятельность  мировых судов. 

Совет судей  Мурманской области обращался  с предложением  к Правительству Мурманской области  о принятии мер  к обеспечению необходимой штатной  численностью аппаратов мировых судей, введению  должностей помощников мировых судей.

Выполняя решение прошлой Конференции, Совет судей  обращался  к Губернатору  и Правительству Мурманской области по вопросу наделения статусом самостоятельного юридического лица Управление по обеспечению деятельности мировых судей. Однако обращения Совета остались не решенными.

При отсутствии надлежащего законодательного урегулирования мировой юстиции по вопросу финансирования, обеспечения организационного, материально- технического и кадрового регулирования нельзя возложить ответственность только на самого мирового судью. В этой части законодатели и исполнительные органы субъекта Российской Федерации должны  стремиться, чтобы закон исполнялся. Тем более, что в связи с принятием Федерального конституционного закона № ФКЗ № 1 от 07.02.2011 года  «О судах  общей юрисдикции в Российской Федерации» необходимо реализовать, закрепленные в данном Законе требования по мировой юстиции.  

Поэтому вопрос о правовом регулировании мировой юстиции Мурманской области является приоритетным, и он должен решаться новым Составом Совета в первоочередном порядке.

В заключение, хотела бы остановиться о взаимодействии Совета судей с квалификационной коллегией судей Мурманской области, поскольку ККС и Совет судей представляют орган судейского сообщества на территории Мурманской области и от сплоченной работы органов судейского сообщества зависит, в том числе и авторитет судебной власти на территории области.

 К сожалению, не всегда ККС учитывала мнение Совета в отношении кандидатов на должность судьи, хотя подход к кандидатам в силу закона должен быть един. 

Я как председатель Совета принимала участие на всех заседаниях ККС. Тесное взаимодействие Совета и ККС, направленное на решение общих задач и на укрепление авторитета судьи только будет способствовать улучшению работы органов судейского сообщества. Поэтому новому составу судейского сообщества хочется пожелать взаимопонимания, нахождения истины в принимаемых решениях.  Быть честными и справедливыми. 

Спасибо за внимание.              

 

 

 

 

 

новости по теме
Все права защищены © 2024 Совет судей Мурманской области

Вход

Забыли пароль?